Министерство культуры Республики Башкортостан

Государственное бюджетное учреждение

культуры и искусства

Республики Башкортостан

Национальный музей Республики Башкортостан

Новости

Архив новостей

  

 

Национальный музей Республики Башкортостан

проводит увлекательные мероприятия

для дошкольников, школьников и студентов

Выбрать мероприятие и сделать заявку >>>

 

 


Понедельник, 08 Октябрь 2018 17:21

195-летию Ивана Сергеевича Аксакова – нашего земляка, выдающегося общественного деятеля, посвящается материал

     «Неизвестный Иван Аксаков»

 

     Задолго до отмены крепостного права один из лидеров славянофилов Алексей Степанович Хомяков писал о своём сословии – помещиках: «Как бы каждый из нас ни любил Россию, мы все, как общество, постоянные враги её, разумеется, бессознательно. Мы враги её, потому что мы иностранцы, потому что мы господа крепостных соотечественников, потому что одуряем народ».

     (читать дальше…)

     Сегодня мы говорим об Иване Сергеевиче Аксакове - младшем сыне нашего земляка, писателя Сергея Тимофеевича Аксакова, который представлял собой редкое общественное явление. Мы знаем его как лидера славянофилов, оригинального мыслителя, общественного деятеля. Начинал службу в Правительствующем Сенате. Один из его бывших товарищей барон Бюлер - сообщал, что «он занимался по 16 часов в сутки, постоянно писал, читал, делал правки в Своде Законов, и только по окончании служебных дел, как бы для отдохновения и забавы, принимался за стихи». В 1848 году стал чиновником особых поручений, под начальство графа Льва Алексеевича Перовского при Министерстве внутренних дел. Вскоре был арестован. Ближайшим поводом к аресту послужили письма к его отцу, которые «заставляли предполагать в Аксакове либеральный (противоправительственный) образ мыслей». При чтении их Император Николай Павлович сделал свои заметки и, возвращая рукопись шефу корпуса жандармов, написал: «Призови, прочти, вразуми и отпусти».

     В середине 1861 года Аксаков возвратился в Москву и выхлопотал разрешение издавать под своей редакцией еженедельную газету «День». Эта газета сделала его имя знаменитым во всей России и за ее пределами. Одна из главных причин успеха лежала в первостепенном публицистическом таланте редактора-издателя, авторитетно обсуждавшего славянский вопрос; проблемы, связанные с крупнейшими реформами — крестьянской, судебной, земской, а также вопрос польский. Это был один из самых оживлённых периодов деятельности Ивана Сергеевича Аксакова: за ним упрочилась в это время слава пророка славянофильства — слава, облетевшая всю образованную Россию и Европу. Имя его стало политическим знаменем. В годы сербской войны и войны с Турцией болгарскими избирательными комитетами его кандидатура предлагалась на болгарский престол.

     Сложившись как своеобразная разновидность национального романтизма консервативной складки, славянофилы ставили во главу угла развития России – общину, видя в этом проявление ее провиденциальной самобытности. Экономическая платформа сформировалась не сразу. Большое значение имели взгляды прусского барона Августа фон Гакстгаузена. Знакомы были славянофилы и с идеями Михаила Федоровича Орлова о государственном кредите. Вследствие близости последнего к славянофильским кругам, они первыми практически использовали идеи Орлова. О поисках пути рассказывает исследование Антонова М.Ф. «Экономическое учение славянофилов».

     «Славянофилы не мирились с отставанием России от наиболее развитых стран Западной Европы. На страницах своей новой газеты «Москва» И. Аксаков выступил от имени новой общественной силы.

     Иван Аксаков безоговорочно поддерживал развитие национальной промышленности и торговли. Он выступал с требованием предоставить больше свободы частному капиталу…». Надо сказать, что И.С.Аксаков был хорошо готов к этой полемике по этим вопросам, поскольку ещё «в 1853 году принял предложение Географического общества описать торговлю на украинских ярмарках. Он отправился в Малороссию и провёл в разъездах по ней весь следующий год. Результатом поездки стало обширное «Исследование о торговле на украинских ярмарках». Оно было встречено единодушными похвалами всей печати, а два учёных учреждения удостоили И. С. Аксакова почётных наград: географическое общество, на свой счет издавшее исследование, присудило Константиновскую медаль, а Академия Наук — половинную Демидовскую премию. Аксаков глубоко изучил речную и морскую торговлю, а также её эволюцию.

     Он одним из первых оценил значение нового социального типа - купца, «ворочающего миллионами рублей, а также умело приспособил славянофильство к взглядам патриархального в быту, косного в политике московского купечества». В 1869 году при его участии было основано Московское купеческое общества взаимного кредита, а уже в 1874 году – он возглавил его банк. Честность и безупречная деловая репутация Аксакова вместе с его организаторскими способностями привели к процвета­нию этого банка.

     Не все славянофилы были согласны с «поздним.Аксаковым». Но тем не менее, ситуация развивалась так, что именно он претворял теорию кредита - в практику, причем, как всегда это бывает, «с отступлениями от первоисточника». Иван Аксаков вместе с другими славянофилами участвовал в учреждении акционерных обществ, банков, обществ по строительству железных дорог и морских пароходств, и пр. Он сумел установить тесные связи с московским купечеством – восходящим классом российского общества. В составе купцов преобладали старообрядцы, представители той части русского народа, которая сохранила традиции исконной допетровской Руси и при этом сумела добиться экономического процветания.

     Аксаков еще в период своей службы, когда занимался делами старообрядцев, заинтересовался примером особой русской экономики, основан­ной не только и не столько на получении прибыли, сколько на выполнении неких этических норм. Это отличало его от большинства деятелей славянофильского движения, сохранявших дворянское презрение к торговцам. Несмотря на не­сколько критическое отношение к купечеству, которое вынес Иван Сергеевич из своих путешествий по России («необычайно умен и великая скотина русский торговый человек», восклицал он, ознакомившись с нравами купечества), он понимал, что именно от купцов и промышленников зависит дальнейшее развитие страны.

     Славянофил, «правдиво-истинный» мыслитель Иван Сергеевич Аксаков сочетал в своих воззрениях монархизм с критикой государственной власти, утверждая, что «Государство, конечно, необходимо, но не следует верить в него как в единственную цель и полнейшую норму человечества. Общественный и личный идеал человечества стоит выше всякого… государства, точно так, как совесть и внутренняя правда стоят выше закона и правды внешней».

Подготовлена В.Н. Макаровой

 

Наши партнеры

Министерство культуры РФ

 

Министерство культуры РБ

 

Музей Аксакова

 

Республиканский музей Боевой славы

 

Культурный мир Башкортостана

 

Музей им.Нестерова

 

Портал культурного наследия России

 

Киностудия Башкортостан
Национальный литературный музей

Республика Башкортостан, г.Уфа, ул. Советская, д.14 Остановки транспорта "Гостиный двор", "Советская площадь".
Время работы: Вторник – пятница с 11-00 до 18-00, касса до 17-00. Суббота: с 12.00 до 20.00, касса до 19.00. Воскресенье с 11-00 до 18-00, касса до 17-00.
Выходной день: Понедельник
Телефон экскурсионного отдела: 273-35-77
e-mail: nmrb@yandex.ru

 

 

Национальный музей Республики Башкортостан © 2015. All Rights Reserved.

Яндекс.Метрика