Исполнилось 250 лет (1769 год) учреждению награды для офицеров Русской Армии
Исполнилось 250 лет (1769 год) учреждению награды для офицеров Русской Армии, вручаемой за личную храбрость, проявленную на полях сражений — орден Святого Георгия. Носить его полагалось на «ленте шелковой о трех черных и двух желтых полосах», впоследствии за ней и закрепилось название — Георгиевская лента.
В Национальном музее Республики Башкортостан действуют экспозиции, посвященные истории различных войн. Особое место в них занимает история Перовой мировой войны, где демонстрируются личные награды и комплексы героев, знаки отличия, оружие и фотографии участников событий, представленные в электронном виде.
Одним из них является полный георгиевский кавалер – Василий Константинович Рябов.
«Полный бант»
«Да живут непрерывно в дорогом сердцу нашему
Российском воинстве преподанные в статуте
заветы воинской доблести и самоотвержения»
Из Георгиевского статута.
Георгиевский крест, без преувеличения, можно назвать самой почитаемой наградой, вручаемой за ратные подвиги в дореволюционной России. Получить одну из степеней ордена Св.Георгия или Георгиевского креста было вожделенным желанием как офицеров, так и нижних чинов Русской Императорской армии и флота.
В 1807 году при Ордене Св.Георгия была учреждена особая награда, которую могли получить за конкретные боевые подвиги нижние чины русской армии и флота. Описание подвигов и порядок награждения были прописаны в особом документе – Статуте Ордена Святого Георгия. Сам знак, изготавливавшийся на монетном дворе из серебра, имел форму равностороннего креста с уширенными концами с помещённым в медальоне аверса изображением Святого Георгия на коне, поражающего змея, не имел степеней и носился на чёрно-оранжевой ленте.
Наибольшее количество награждений после учреждения знака, пришлось на Отечественную войну 1812 года.
В 1856 году знак отличия Военного Ордена Св.Георгия был разделён на 4 степени: знаки 1 и 2 степени изготавливались из золота; 3 и 4 – из серебра. Впервые награждённому вручался знак 4 степени, высшей же считалась 1 степень.
Новый статут этой высокой награды был утверждён в 1913 году. С этого момента знак отличия Военного Ордена Св.Георгия стал именоваться Георгиевским Крестом, а лица, награждённые всеми 4 степенями, назывались полными георгиевскими кавалерами. Комплект наград всех 4 степеней в простонародье называли «полный бант», т.к. на колодке кресты 1 и 3 степени имели дополнительно бант из георгиевской ленты. Следует заметить, что в период 1 Мировой войны, которая именовалась в Российской Империи Второй Отечественной войной, георгиевским крестом 4 степени были пожалованы свыше 1 миллиона человек, но полных георгиевских кавалеров было порядка 30.000 человек.
Здесь следует сказать несколько слов о том, за что же давалась эта награда, а также какие преимущества награждённому она давала. Вот лишь некоторые из подвигов, за которые солдат мог получить георгиевский крест:
-кто, при штурме укреплённого неприятельского места, первым взойдёт в оное;
-кто, с явной личной опасностью, найдёт или устроит проход в искусственных препятствиях перед расположением противника и проведёт по ним атакующую свою часть;
-кто, при штыковой схватке личным мужеством и храбростью будет содействовать успеху атаки или контр-атаки;
-кто, за убылью всех офицеров, приняв команду во время боя, удержит или восстановит порядок в роте, эскадроне, сотне, батарее или команде;
-кто, в обстановке крайней опасности, мужественно встретит и отобьёт нападение на артиллерийский парк или часть его, или обоз, или на транспорт.
Отделением четвёртым статута были предусмотрены права и преимущества, награждённых ГК. В частности, п.95 гласил, что «нижние чины, награждённые Георг. Крестом 2 степени, приобретают при увольнении в запас право на награждение без сдачи экзамена званием подпрапорщика (или ему соответствующего), а награждённые крестом 1 степени – на награждение вышеупомянутым званием при самом пожаловании сей степени ГК».
П.96 также предусматривал, что «нижние чины, не имеющие ефрейторского или унтер-офицерского звания, при пожаловании георгиевским крестом 4 степени производятся в ефрейторы, а при пожаловании того же креста 3 степени – в унтер-офицеры или соответствующее звание». Если проводить аналогию с современной российской армией, то чин унтер-офицера, с некоторой долей условности, соответствует званию сержанта.
Одним из преимуществ для лиц, награждённых георгиевским крестом, являлась выплата им повышенного денежного содержания, причём в случае смерти Кавалера, указанное содержание выплачивается из государственной казны его вдове в течение года, после его смерти. Сумма денежной выплаты соответствовала примерно месячному заработку рабочего средней квалификации и увеличивалась с награждением каждой последующей степенью ГК.
Статутом также было предусмотрено правило, в соответствии с которым лицо, награждённое этой высокой наградой, должно было носить её постоянно, никогда не снимая. Данное правило в условиях боевых действий 1914-1917 г. соблюдалось нижними чинами не всегда, из боязни потерять свою награду при переходах и в атаках.
Как было уже отмечено, самое большое количество награждений ГК было произведено в период Первой мировой войны, столетие начала которой отмечал мир в 2014 году.
Долгое время в нашей стране Первая мировая или Отечественная, Великая война, как её тогда называли, практически не упоминалась в учебниках истории, периодических изданиях, лишь мельком — в художественной литературе и кинофильмах как война Империалистическая. Вместе с войной оказались забытыми и её герои, один из которых наш земляк, кавалер георгиевского креста всех 4 степеней и георгиевской медали «За храбрость» 4 степени, унтер-офицер 191 пехотного Ларго-Кагульского полка Василий Константинович Рябов.
Впервые о Рябове я узнал в далёкие 1970-е годы, когда посетил краеведческий музей нашего города (ныне — Национальный музей РБ) и в одной из витрин внимание привлекло фото бравого, седобородого старика в шапке, грудь которого украшали четыре георгиевских креста и медаль на одной колодке. Рядом лежали подлинные награды героя…
Прошли годы, со временем интерес к тем далёким событиям забытой войны не угасал, захотелось узнать побольше об этом человеке и его подвигах.
Родился В.К. Рябов 01 августа 1890 года, в Оренбургской губернии. На службу был призван незадолго до начала войны в 1912 или 1913 году.
Полк, в котором служил В.К. Рябов, именовался 191 пехотным Ларго-Кагульским и входил в состав 48 пехотной дивизии Русской Императорской армии, которая именовалась Суворовской. Своё название дивизия получила вследствие того, что в её состав входило 4 полка, названных в честь наиболее известных побед, одержанных великим полководцем А.В. Суворовым. Это были полки: 189 пехотный Измаильский, 190 пехотный Очаковский, 191 пехотный Ларго-Кагульский и 192 пехотный Рымникский полк. 190 пехотный Очаковский полк был сформирован незадолго до Первой мировой, в 1910 году, в г. Уфа, где и дислоцировался до ухода на фронт. 191 пехотный Ларго-Кагульский квартировал в г. Оренбург. Командиром 48 дивизии был небезызвестный Лавр Георгиевич Корнилов, дивизия покрыла себя неувядаемой славой во время Карпатского похода, потеряв в результате кровопролитных боёв до 2/3 личного состава.
Как следует из архивной справки РГВИА, в параграфе 6 приказа № 253 по 191 пехотному Ларго-Кагульскому полку от 23 июля 1915 года объявлен список нижних чинов, награждённых Георгиевскими крестами Государем Императором за бои 2, 3, 4 и 5 июля 1915 г., вручёнными командированным по Высочайшему повелению Свиты Его Величества генерал-майором Петрово-Соловово. В этом списке под № 17 значится рядовой Василий Рябов, награждённый Георгиевским крестом 3 степени за № 69268 и на основании ст. 96 Георгиевского статута произведённый в звание младшего унтер-офицера.
В именном списке нижних чинов 24-го армейского корпуса особо отличившихся в боях, награждённых Георгиевскими крестами, пожалованными Государем Императором в годовщину войны 1915 года, под номером 254-м значится младший унтер-офицер 191-го пехотного Ларго-Кагульского полка Рябов Василий Константинович, происходящий из Оренбургской губернии и награждённый Георгиевским крестом 2-й степени за № 13458. Сведений о награждении В.К. Рябова крестами 1 и 4 степеней, к сожалению, не сохранилось.
В.К.Рябов прожил долгую жизнь. Пережил революцию, гражданскую войну, разделил со страной все беды и радости. Заслуженные своим ратным трудом высокие солдатские награды бережно хранил всю свою жизнь, причём по воспоминаниям знающих его людей — в частности, соседа Баранова Вячеслава Алексеевича, 1955 г.р., до «оттепели» времён Хрущёва хранил их замурованными под печкой. В последующие времена уже открыто носил «полный бант» на первомайских и ноябрьских демонстрациях, в большие государственные праздники. Имеется плохого качества небольшое фото, на котором запечатлён Василий Константинович с георгиевскими крестами и медалью, стоящий на трибуне с первыми лицами Сибайского горкома партии и руководителями города.
Большую часть жизни Рябов проживал в городе Сибае, по улице Нуриманова (в настоящее время дом снесён). С 1947 года работал сапожником в горном цехе Сибаевского рудоупраления, в последние годы жизни — сторожем в сибайском ОКСе. Незадолго до его смерти в газете «Советская Башкирия» от 1 августа 1970 года вышла небольшая заметка о нём с его фотографией.
Скончался полный Георгиевский Кавалер Рябов 9 августа 1970 года в Сибае, там же и упокоился на христианском кладбище в одной ограде с супругой. На его могиле стоит красивое надгробие из чёрного гранита, за могилой бережно ухаживают родственники. Свои награды, некоторые фотографии, Василий Константинович ещё при жизни передал в дар уфимскому краеведческому музею, ныне они экспонируются в Национальном музее Республики Башкортостан.
И.В.Данилов
Поделиться: