Главная/ Новости/ Мемориальный дом-музей С. Т. Аксакова приглашает на виртуальную выставку к 200-летию первого уфимского губернатора Г. С. Аксакова

Мемориальный дом-музей С. Т. Аксакова приглашает на виртуальную выставку к 200-летию первого уфимского губернатора Г. С. Аксакова

   

Мемориальный дом-музей С. Т. Аксакова – филиал Национального музея Республики Башкортостан приглашает на виртуальную выставку «Григорий Аксаков. Годы учёбы и первая служба», посвящённую 200-летию со дня рождения государственного деятеля Григория Сергеевича Аксакова (1820–1891), который в 1865 году был назначен губернатором новообразованной Уфимской губернии.

Григорий Сергеевич Аксаков родился 4 января 1820 года в селе Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии. Его можно назвать ярким представителем этой большого и одаренного русского семейства. Как писал глава семейства Сергей Тимофеевич Аксаков:

«Сын мой Григорий, родившийся 4 января 1820 года, в воскресенье, ровно в полдень, в селе Знаменском, Аксаково тож, скоро стал напоминать мне голубыми глазами и шириной склада моего дедушку, а своего прадедушку, Степана Михайловича. Впоследствии это сходство увеличилось, и было признано всеми родными».

И если отец Сергей Аксаков прославил семейство своими художественными произведениями, старший брат Константин – историческими и драматическими, средний Иван – кроме художественного творчества был пламенными общественно-политическим деятелем, даже сестра Вера стала известной мемуаристкой – то Григорий Сергеевич привнес нравственные принципы и духовные устои семьи в свою гражданскую служебную деятельность.

Образование Григорий Сергеевич получил в Императорском училище правоведения в Санкт-Петербурге. Высшее юридическое закрытое учебное заведение, открытое при императоре Николае I, готовило чиновников самого высокого ранга. В семье Аксаковых считали, что «из Гриши выйдет славный законник».

Училище было закрытого типа, поступали в него только дворяне в возрасте от 11 до 15 лет; обучение длилось шесть лет. Первые четыре года изучали классические предметы: математику, физику, естественную историю, географию, языки и литературу. В последние годы изучали специальные предметы, причем программа была приближена к университетской. Студенты в обязательном порядке посещали судебные процессы.

Внутренний распорядок был довольно строгим и чем-то напоминал военный. Подъем в шесть утра, семь часов шли классные занятия, три часа на приготовление уроков, два на прием пищи, два на церковные службы и два на свободные занятия. Отлучиться из училища студенты могли только в выходной или праздничный день на непродолжительное время. Все условия отлучения обговаривались в Печатном листе. Григорий Аксаков мог в эти дни навестить своих родных – семейство Карташевских.

Несмотря на строгие порядки, в памяти студентов остался «особый характер» учебы и жизни в училище. Как вспоминал В. В. Стасов: «В нем несравненно менее было казенного, формального, рутинного и зато было … что-то, напоминавшее семейство и домашнее житье».

Во время учебы Григория в Училище правоведения Сергей Тимофеевич Аксаков исправлял должность Директора межевого института в Москве, и вопросы воспитания, обучения юношества были для него самыми важными. В письмах к сыну он не раз высказывал мудрые воспитательные советы:

«Помни только, что ты должен образовать свой ум познаниями для себя, а не для директора; что ты можешь быть полезен и Государству и своему семейству чего, конечно, ты пламенно желаешь. Милый друг! Кто хочет научиться, тот научится везде – худы или хороши будут его учителя. Мало того, чтобы выучить задание, исполнить приказания – надобно желать образования, искать его везде, не пропустить случая нигде, и тогда успехи будут верны».

Григорий Аксаков первым из детей дружной аксаковской семьи покинул отчий дом и поступил в число первых студентов в 1836 году. По его возрасту и знаниям он был определён сразу в четвертый класс. Сергей Тимофеевич сам отвез Гришу в Санкт-Петербург и хлопотал о его благоустройстве:

«Поздравляю тебя,  милый  Друг! – пишет он жене Ольге Семеновне. – Это большое счастье попасть в это заведение, к такому чудесному человеку, как Принц, и-в 4-ый класс, где с Гришей 16 человек всего на всего; тут нельзя не быть успехам; он попадет в первый выпуск, который будет нарасхват у целого Министерства: одним словом, я считаю это за милость Божию…».

Шестнадцатилетний Григорий трудно привыкал к учебе в закрытом заведении, но учился хорошо, со всеми был прост и ровен, хотя близко ни с кем не сходился. В одном из писем домой юноша признавался:

«Я грущу, скучаю по вас, и когда узнаю, что и вы грустите, тогда я готов почти плакать и сержусь на себя, что решился вступить в это училище и расстаться с вами на четыре года».

Домашние поддерживали его письмами: писали братья, сестры, родители. Сергей Тимофеевич был уверен, что жизнь вдалеке от дома в столичном городе не повредит Грише: «Дети мои были связаны такими крепкими узами семейной любви, что я не боялся вредного впечатления, систематически губительного петербургского влияния…».

В своих письмах Сергей Тимофеевич отечески наставлял сына: «Милый друг мой и сын Гриша! … Помни мои слова: я считаю преступными тех родителей, чьи дети не приносят пользы и чести своему отечеству и человечеству <…> Теперь тебе надобно думать об одном: как бы вполне воспользоваться временем пребывания в месте своего образования! Как бы по возможности извлечь пользу из учебных пособий, которые предлагает вам заботливое начальство!».

Григорий готовил себя к юридической карьере. Его интересовали тонкости судебного производства. Для этого он часто самостоятельно посещал судебные процессы, более подробно изучал историю римского права. Как вспоминал близкий друг семьи Аксаковых известный юрист Николай Калайдович «Гриша, как говорится, спит и видит, как бы скорее выйти. Он будет славный делец и законник. Он рожден для жизни деловой. И теперь уже первое наслаждение его читать записки дел, не решенных в общем собрании Сената».

По выходу из училища Григорий Аксаков получил чин коллежского секретаря (X класс в Табели о рангах). Годы учебы сформировали в нем те высокие нравственные и гражданские принципы, которыми он руководствовался в будущей профессиональной деятельности и благодаря которым современники назвали его «одним из наиболее замечательных губернаторов русских».

После окончания Училища выпускники, прежде чем занять серьезные посты, назначались на самые низшие места, чтобы на себе познать все тонкости системы и пройти службу «с низов». Г. С. Аксаков проходил свои первые уроки службы в Правительствующем Сенате – сначала в седьмом (межевом), а затем во втором (по гражданским делам) Департаментах. Его труды были отмечены благодарностями и признанием. А уже в 1843 году за усердную службу он получил повышение в чине и стал титулярным советником.

Вниманию посетителей виртуальной выставки предлагаются материалы из коллекции Мемориального дома-музея С. Т. Аксакова – фотографии представителей семьи Аксаковых и гравюра «Старое Аксаково», а также иллюстрации из открытых интернет-источников.

Информацию подготовила: организатор выставки, старший научный сотрудник Мемориального дома-музея С. Т. Аксакова – Татьяна Петрова.

Поделиться:

читать дальше">
Translate »