Содружество трёх архитекторов
Мероприятия по Пушкинской карте
Прикреплённая статья посвящена трём архитекторам: Александру Васильевичу Друкеру, Генриховичу Владимировичу Топузу и Валентину Львовичу Фельдштейну. А.В. Друкер спроектировал здание Уфимского отделения Крестьянского поземельного банка (построено в 1912 году), а Г.В. Топуз и В.Л. Фельдштейн – руководили расширением этого здания в 1943–1944 годах. С 1989 года и по сегодняшний день в нём располагается Национальный музей Республики Башкортостан.
Здание в стиле модерн с некоторыми элементами историзма, древнерусского и романского стилей, построенное в Уфе в начале XX века для государственного кредитного учреждения, является памятником истории, архитектуры и градостроительства. Только специалист может определить, что объект сооружался в разные годы, настолько гармонично выглядит это строение. Цель нашей выставки показ архитектурных проектов, созданных в разное время и архитекторов, принимавших в этом участие.
В начале века на улице Губернаторской стали возводить здание отделения Крестьянского поземельного банка по проекту Александра Друкера, архитектора Академии наук, разработавшего проекты Крестьянского Поземельного банка в Санкт-Петербурге, Уфе, Самаре, Могилеве и несколько проектов доходных домов и других зданий.
В 1917 году Крестьянский Поземельный банк России был ликвидирован. В его здании в 1920-е годы располагались Уфимский губернский ревком, Башкирский ЦИК, Совет народных комиссаров Башкирской ССР. В годы Великой Отечественной войны, в 1942—1944-х годах оно было расширено по проекту архитекторов Генриха Топуза и Валентина Фельдштейна. Его новая часть не копировала старую, а представляла собой оригинальный ансамбль. Здесь размещались Обком ВКП(б) (КПСС), Президиум Верховного Совета, Обком ВЛКСМ. В 1989 году было принято решение о передаче помещений Национальному музею Республики Башкортостан.
На выставке можно познакомиться с видами исторического центра, проектом отделения Крестьянского поземельного банка, посмотреть здание, достроенное в период Великой Отечественной войны, Третьим строительным трестом, увидеть рисунки города Уфы, сделанные Генрихом Владимировичем Топузом, в годы эвакуации в Уфе.
В 2000-х гг. объект архитектуры подвергался реконструкции, здесь разместились залы музейной экспозиции. Стратегия развития музея представлена планами развития комплектования фондов и строительством фондохранилища. Один из проектов, представленных на выставке подготовлен в мастерской «ПРОЕКТ» Павла Мазина.
Идею организации выставки инициировали находки видов Уфы, которые согласно творческому отчету были сделаны Топузом в годы войны в Уфе. Кроме того, был текст удивительных воспоминаний другого архитектора, который признавался на закате жизни, что нигде и никогда он так много и продуктивно не работал как Уфе… Ну, и, наконец, проекту архитектора Друкера суждено было реализоваться в Уфе ровно 110 лет назад. К этому времени в Уфе было только два таких красивых архитектурных объектов: Уфимское отделение Государственного банка (Скловского) и Отделение Крестьянского поземельного банка (Друкера). Аксаковский народный дом (Рудавского) еще строился.
18 мая 1882 г. утвержден Устав Государственного крестьянского поземельного банка. 10 мая 1883 г. банк открыл свое отделение в Уфе. В 1883 г. через отделение банка продано крестьянам 28 земельных участков. Покупателями земли были 26 сельских товариществ.
Банк выдавал ссуды на 24 – 34 года из расчета 7,5 - 8,5 процентов годовых, выступал посредником между крестьянами и землевладельцами, совершающими сделку купли-продажи земли по собственной инициативе. Размер ссуд колебался от 125 руб. на душу – общинникам и до 500 руб. на отдельного домохозяина подворного землевладения. Ссуды выдавались в размере 75% покупной цены земли. В начале XX в. Банк получил право выдавать ссуды крестьянам под залог надельных земель.
В 1898 г. при содействии банка приобрели земли в Уфимской губернии 259 переселенческих семей из Полтавской, Казанской, Лифляндской, Херсонской, Вятской, Симбирской и других губерний, в 1899 г.- 1000. В период с 1883 по 1889 гг. банк выдавал единоличным покупателям ссуды в размере 1/2 покупной стоимости, обществам и товариществам ¾ до – 4/5 стоимости.
Штат сотрудников состоял из 9 человек. Первоначально Уфимское отделение Крестьянского поземельного банка располагалось на ул. Случевской, в доме Х. Тевкелевой (ныне ул.Расулева), затем, перед первой мировой войной, во вновь построенном на Губернаторской в усадьбе Джантюриных (ныне Советская). Состав сотрудников увеличился до 163 человек. За 1906 - 1915 гг. в Уфимской губернии было куплено 193, 8 тысяч десятин земли. Банк сыграл большую роль в проведении Столыпинской аграрной реформы в Уфимской губернии.
Проект постройки в Уфе был предложен Центральным отделением банка, работы велись под руководством архитектора А.В. Друкера, также построившего банковские здания в Санкт-Петербурге и Самаре. При возведении банка были использованы современные строительные материалы того времени: бетон, металл, стекло и керамика. Конкурс на строительство начался в 1911 г. с суммы 92 тысячи 800 рублей. Из доклада выигравшего конкурс подрядчика купца Ларионова следует, что внутренние работы по отделке нового помещения завершались к концу 1912 года. Отделение Крестьянского поземельного банка переехало в новое здание незадолго до начала Первой мировой войны.
Друкер Александр Васильевич (ок. 1865 – 6.01. 1917)
Архитектор Академии наук. Осуществил проекты Крестьянского Поземельного банка в СПб, Уфе (1905) и Самаре (1909-1910) , несколько проектов доходных домов и других зданий в СПб и его окрестностях (1882-1911) Всего более 15 зданий.
Александр Васильевич обучался во втором Уездном Коммерческом училище в Риге, но полного курса наук не окончил. В 1868 г. вместе с родителями выехал в Германию, где после окончания реального училища в Ганновере осваивал основы профессии у разных строителей и архитекторов (как практикант и помощник), с 1873 – 1876 гг. учился в Строительном училище Идштайна, затем продолжал обучение вольнослушателем в Политехникумах Мюнхена и Ганновера.
За свою профессиональную долгую жизнь архитектор служил в различных ведомствах и лишь в начале века, как следует из его формулярного списка, в марте 1907 г., в связи с болезнью архитектора А.К. Гаммерштедта, Друкер назначен исполняющим обязанности архитектора Императорской Академии наук, а с 1 декабря 1907 г. определен на штатную должность. 1 января 1909 г. за усердную службу по сиротским приютам, он награжден орденом Св. Станислава III степени. В 1913 г. награжден орденом Св. Анны III степени, приобретя права. Проект, который был предложен в Уфу он разрабатывал как вольнонаемный архитектор. Аналогичные здания по этому проекту были возведены в Уфе и в Могилеве.
В 1917 году Крестьянский Поземельный банк России был ликвидирован. В его здании в 1920-е годы располагались Уфимский губернский ревком, Башкирский ЦИК, Совет народных комиссаров Башкирской ССР.
В годы Великой Отечественной войны потребовалась напряженная мобилизация всех трудовых ресурсов для размещения производственных мощностей и эвакуированных с ними людей. Основная творческая работа проектных и строительных организаций республики была мобилизована к выполнению этих задач. В Башкирию в годы войны были эвакуированы много архитекторов из Ленинграда, Москвы, Украины. Большое количество архитекторов, приехавших в Уфу, работали в небольших бюро при эвакуированных предприятиях, проектируя для них промтерриторию и рабочие поселки.
Все делалось в сжатые сроки, проекты привязывались на площадке, согласовывались на ходу, под девизом: «Все для фронта, все для победы». В эти годы в наших городах и поселках отдавалось предпочтение строительству щитовых и каркасно-сборных зданий, временных жилых поселков с организацией примитивного социально-бытового обслуживания людей. Исключением стало строительство третьим строительным трестом административного здания обкома партии. В нем приняли участие два архитектора-одессита.
Совсем недавно в сети интернет опубликованы значительные источники о жизни и деятельности Генриха Владимировича Топуза. Известно, что он родился незадолго до революции, в 1916 году в семье инженера – строителя Владимира Леонтьевича Топуза. Судя по послужному списку, обучение архитектора было более практическим. Так в 1928 г. он проходит обучение в школе ФЗО при механическом заводе, где в качестве ученика помогает гнуть ножи для плугов и сеялок. Еще через год он переходит в ФЗУ строителей, где становится учеником известного мастера альфрейного искусства у художника Густава Томашевского. Вместе с наставником принимал личное участие в реставрации росписей оперного театра и Филармонии. После окончания ФЗУ Топуз начинает работать художником-мультипликатором на Одесской кинофабрике Всеукраинского фотокиноуправления, а затем художником декоратором в клубе кожевников. В 1933 г. поступает на вечерний факультет Одесского института гражданского и коммунального строительства, а через год был зачислен на факультет архитектуры. В 1940 г., еще до окончания института, на основании выполненных проектов Генрих Топуз и его супруга были приняты в Союз архитекторов. После защиты дипломных работ и получения званий в 1940-1941 гг. работали в архитектурно-проектной мастерской при ОИГКС.
В 1941 г. архитектор эвакуируется в Уфу, где был принят на работу с Институт языка и литературы АН УССР, где состоялось знакомство с киевским архитектором Владимиром Игнатьевичем Заболотным. В Башкирии он принимает участие в оформлении «Окон ТАСС», иллюстрирует стихи и тексты украинских писателей. Помимо этого, Топуз создает множество рисунков и акварелей с видами Уфы, природы Урала и портреты современников. В 1943 г. состоялась выставка работ Г. Топуза, некоторые из них были приобретены Башкирским Государственным Художественным музеем. Вместе с киевским архитектором В.И. Заболотным Г. Топуз разрабатывал типовые проекты сборных жилых домов для условий Украины ещё в те годы, когда территория республики была под оккупацией врага. Одним из крупных планировочных работ Г. Топуза в 1942 г. был проект генерального плана башкирского города Стерлитамак.
Однако самым значительным проектом молодого архитектора стал объект, который проектировался, как пристрой к зданию обкома ВКП (б). В дальнейшем талант Г.В. Топуза был блестяще реализован. После освобождения Украины, зодчий был откомандирован в Одессу для осуществления работ по её восстановлению. С июля 1944 года он приступил к работе в Областной проектировочной конторе, где проработал 33 года – руководителем проектов. В первые годы, после войны Г. Топуз занимался восстановлением и реконструкцией здания Горсовета на Думской площади, Дворца моряков, проектировал Музей морского флота, генеральный план селекционного института, ряд санаториев Одессы и многое другое. С 1971 года более 20 лет преподавал в Архитектурном факультете ОИСИ.
В 1990-е гг. мне посчастливилось познакомиться с племянником Валентина Лейбовича Фельдштейна Валерием Леонидовичем Рапопортом. Благодаря ему, удалось познакомиться с отцом и сыном. Валентин Львович (Лейбович) Фельдштейн прожил большую жизнь, родился в Одессе в 1908 г. Учился в 5 одесской гимназии, окончил архитектурный факультет Художественного института в 1930 г. В 1933 г. стал Членом Союза Архитекторов. Во время Великой Отечественной войны эвакуировался в Уфу, где работал по специальности.
Из тезисов творческого отчета архитектора-художника Валентина Львовича Фельдштейна, осенью 1941 года оказавшегося из Одессы в эвакуации в Уфе:
«…в Уфе встретил бывшего главного инженера Украинского управления культуры товарища Анисковича, он работал в стройтресте № 3 Наркомавиопрома и предложил там работу, и, мне. Так как, деньги были уже на исходе, то я согласился и остался там работать в техническом отделе треста и на заводе высокопрочного гипса.
Работа оказалась очень интересной. Никогда за три года я не проектировал столько объектов, сколько в Уфе. Разговор был примерно такой: приходит в отдел управляющий трестом товарищ Криворученко (тоже одессит) и, обращаясь ко мне, говорит: «В обкоме решили, что нам нужно построить больницу на 150 коек, дай, пожалуйста, завтра утром план фундаментов». В обычных условиях подобная работа требует не менее двух, трех недель (прим.здесь и далее М.В.) Вызывал на помощь заведующую медсанчастью треста доктора Вишневскую, составил с ней перечень помещений. Взял чертежи трех типовых общежитий и скомпоновал из них больницу. Работал всю ночь, а наутро выдал план и профили фундаментов. В тот же день начинали строить…
В творческом союзе с опытным одесским архитектором В.Л. Фельдштейном, при участии известных одесских скульпторов профессора Г.С. Теннера и заслуженного деятеля искусств Украины Э.М. Фридмана, профессора живописи Л.Е. Мучника, Г.В. Топуз спроектировал и осуществил строительство самого значительного в эти годы административного здания башкирской столицы – обкома партии (ныне здания Национального музея РБ). Полагаю, что большим подспорьем стала книга Мастюры Сахаутдиновой, от правительства курировавшей всех архитекторов и строителей Башкирии.
«…Много изобретательности приходилось проявлять в интерьерах здания. Здесь нам помог высокопрочный гипс. Оказалось, что если этот гипс отлить на мокрое зеркальное стекло, то получалась великолепная «под мрамор» поверхность; если же по мокрому стеклу серой водяной краской нанести петушиным перышком рисунок прожилок, то получалась полная имитация мрамора <…>.
На объекте особенно отличался на стройке штукатур О.К. Рахматуллин. Он работал обеими руками, двумя ковшами и за один световой день отштукатурил дворовой фасад, раствор ему подносили к рабочему месту. Живопись товарища Мучника, особенно панно «Башкирская дивизия» и скульптуры товарища Фридмана, помогли украсить парадные помещения здания».
Из технического отчета треста №3 1943 года: «В области гражданского строительства особо следует отметить, составленный техническим отделом проект дома Обкома ВКП(б) БАССР, представляющего собой довольно сложное в архитектурном и конструктивном отношении сооружение с повышенными требованиями к проектным, внутренним работам и наружной отделке». Пожалуй, из всех построенных во время войны, оно было самым сложными и красивым по архитектуре зданием.
В начале января 1944 г. Валентин Львович вместе с трестом «Закпромстрой» был переведен в Одессу для строительства огромного трубопрокатного завода. В дальнейшем работал по специальности. Наиболее известные его работы:
Автор (совместно с архитекторами Г.В. Топуз и В.Н. Смирновым) проекта по реставрации и реконструкции в 1946-1949 годах здания Одесской торговой биржи (построено в 1834 по проекту архитектора Ф.К. Боффо, реконструкция в 1871-1873 годах - архитектор Ф. И. Моранди).
Автор (совместно с архитектором А.А. Межибовским) проекта здания Первого учебного корпуса Одесской государственной академии строительства и архитектуры (1950).
Автор (совместно с архитекторами М.Н. Бейером, Г.А. Дрикером, А.А. Межибовским и скульптором А.В. Копьевым) проекта архитектурного комплекса «Курган Славы» - искусственный холм, увенчанный обелиском в Одессе в районе завода «Центролит».
До конца 1990-х годов здание использовалась по назначению. Здесь размещались правительственные учреждения. В 1989 г. - было передано Национальному музею РБ и в конце 1990-х по проекту «СТРОЙСЕРВИС - 98» было реконструировано…. Далее нам предстояло бы описать процесс Реконструкции здания в 1998-2000-х гг., но это уже другая история.
А сегодня мы создаем новую страницу в истории Национального музея и, размышляя о стратегии его развития в ближайшей перспективе, мечтаем о создании фондохранилища. Один из таких проектов представлен в экспозиции.
Автор статьи: Вера Макарова – кандидат исторических наук, заведующая отделом истории края Национального музея Республики Башкортостан, заслуженный работник культуры Республики Башкортостан.
https://vk.com/museumrb?w=wall-156412368_3524
Здание в стиле модерн с некоторыми элементами историзма, древнерусского и романского стилей, построенное в Уфе в начале XX века для государственного кредитного учреждения, является памятником истории, архитектуры и градостроительства. Только специалист может определить, что объект сооружался в разные годы, настолько гармонично выглядит это строение. Цель нашей выставки показ архитектурных проектов, созданных в разное время и архитекторов, принимавших в этом участие.
В начале века на улице Губернаторской стали возводить здание отделения Крестьянского поземельного банка по проекту Александра Друкера, архитектора Академии наук, разработавшего проекты Крестьянского Поземельного банка в Санкт-Петербурге, Уфе, Самаре, Могилеве и несколько проектов доходных домов и других зданий.
В 1917 году Крестьянский Поземельный банк России был ликвидирован. В его здании в 1920-е годы располагались Уфимский губернский ревком, Башкирский ЦИК, Совет народных комиссаров Башкирской ССР. В годы Великой Отечественной войны, в 1942—1944-х годах оно было расширено по проекту архитекторов Генриха Топуза и Валентина Фельдштейна. Его новая часть не копировала старую, а представляла собой оригинальный ансамбль. Здесь размещались Обком ВКП(б) (КПСС), Президиум Верховного Совета, Обком ВЛКСМ. В 1989 году было принято решение о передаче помещений Национальному музею Республики Башкортостан.
На выставке можно познакомиться с видами исторического центра, проектом отделения Крестьянского поземельного банка, посмотреть здание, достроенное в период Великой Отечественной войны, Третьим строительным трестом, увидеть рисунки города Уфы, сделанные Генрихом Владимировичем Топузом, в годы эвакуации в Уфе.
В 2000-х гг. объект архитектуры подвергался реконструкции, здесь разместились залы музейной экспозиции. Стратегия развития музея представлена планами развития комплектования фондов и строительством фондохранилища. Один из проектов, представленных на выставке подготовлен в мастерской «ПРОЕКТ» Павла Мазина.
Идею организации выставки инициировали находки видов Уфы, которые согласно творческому отчету были сделаны Топузом в годы войны в Уфе. Кроме того, был текст удивительных воспоминаний другого архитектора, который признавался на закате жизни, что нигде и никогда он так много и продуктивно не работал как Уфе… Ну, и, наконец, проекту архитектора Друкера суждено было реализоваться в Уфе ровно 110 лет назад. К этому времени в Уфе было только два таких красивых архитектурных объектов: Уфимское отделение Государственного банка (Скловского) и Отделение Крестьянского поземельного банка (Друкера). Аксаковский народный дом (Рудавского) еще строился.
18 мая 1882 г. утвержден Устав Государственного крестьянского поземельного банка. 10 мая 1883 г. банк открыл свое отделение в Уфе. В 1883 г. через отделение банка продано крестьянам 28 земельных участков. Покупателями земли были 26 сельских товариществ.
Банк выдавал ссуды на 24 – 34 года из расчета 7,5 - 8,5 процентов годовых, выступал посредником между крестьянами и землевладельцами, совершающими сделку купли-продажи земли по собственной инициативе. Размер ссуд колебался от 125 руб. на душу – общинникам и до 500 руб. на отдельного домохозяина подворного землевладения. Ссуды выдавались в размере 75% покупной цены земли. В начале XX в. Банк получил право выдавать ссуды крестьянам под залог надельных земель.
В 1898 г. при содействии банка приобрели земли в Уфимской губернии 259 переселенческих семей из Полтавской, Казанской, Лифляндской, Херсонской, Вятской, Симбирской и других губерний, в 1899 г.- 1000. В период с 1883 по 1889 гг. банк выдавал единоличным покупателям ссуды в размере 1/2 покупной стоимости, обществам и товариществам ¾ до – 4/5 стоимости.
Штат сотрудников состоял из 9 человек. Первоначально Уфимское отделение Крестьянского поземельного банка располагалось на ул. Случевской, в доме Х. Тевкелевой (ныне ул.Расулева), затем, перед первой мировой войной, во вновь построенном на Губернаторской в усадьбе Джантюриных (ныне Советская). Состав сотрудников увеличился до 163 человек. За 1906 - 1915 гг. в Уфимской губернии было куплено 193, 8 тысяч десятин земли. Банк сыграл большую роль в проведении Столыпинской аграрной реформы в Уфимской губернии.
Проект постройки в Уфе был предложен Центральным отделением банка, работы велись под руководством архитектора А.В. Друкера, также построившего банковские здания в Санкт-Петербурге и Самаре. При возведении банка были использованы современные строительные материалы того времени: бетон, металл, стекло и керамика. Конкурс на строительство начался в 1911 г. с суммы 92 тысячи 800 рублей. Из доклада выигравшего конкурс подрядчика купца Ларионова следует, что внутренние работы по отделке нового помещения завершались к концу 1912 года. Отделение Крестьянского поземельного банка переехало в новое здание незадолго до начала Первой мировой войны.
Друкер Александр Васильевич (ок. 1865 – 6.01. 1917)
Архитектор Академии наук. Осуществил проекты Крестьянского Поземельного банка в СПб, Уфе (1905) и Самаре (1909-1910) , несколько проектов доходных домов и других зданий в СПб и его окрестностях (1882-1911) Всего более 15 зданий.
Александр Васильевич обучался во втором Уездном Коммерческом училище в Риге, но полного курса наук не окончил. В 1868 г. вместе с родителями выехал в Германию, где после окончания реального училища в Ганновере осваивал основы профессии у разных строителей и архитекторов (как практикант и помощник), с 1873 – 1876 гг. учился в Строительном училище Идштайна, затем продолжал обучение вольнослушателем в Политехникумах Мюнхена и Ганновера.
За свою профессиональную долгую жизнь архитектор служил в различных ведомствах и лишь в начале века, как следует из его формулярного списка, в марте 1907 г., в связи с болезнью архитектора А.К. Гаммерштедта, Друкер назначен исполняющим обязанности архитектора Императорской Академии наук, а с 1 декабря 1907 г. определен на штатную должность. 1 января 1909 г. за усердную службу по сиротским приютам, он награжден орденом Св. Станислава III степени. В 1913 г. награжден орденом Св. Анны III степени, приобретя права. Проект, который был предложен в Уфу он разрабатывал как вольнонаемный архитектор. Аналогичные здания по этому проекту были возведены в Уфе и в Могилеве.
В 1917 году Крестьянский Поземельный банк России был ликвидирован. В его здании в 1920-е годы располагались Уфимский губернский ревком, Башкирский ЦИК, Совет народных комиссаров Башкирской ССР.
В годы Великой Отечественной войны потребовалась напряженная мобилизация всех трудовых ресурсов для размещения производственных мощностей и эвакуированных с ними людей. Основная творческая работа проектных и строительных организаций республики была мобилизована к выполнению этих задач. В Башкирию в годы войны были эвакуированы много архитекторов из Ленинграда, Москвы, Украины. Большое количество архитекторов, приехавших в Уфу, работали в небольших бюро при эвакуированных предприятиях, проектируя для них промтерриторию и рабочие поселки.
Все делалось в сжатые сроки, проекты привязывались на площадке, согласовывались на ходу, под девизом: «Все для фронта, все для победы». В эти годы в наших городах и поселках отдавалось предпочтение строительству щитовых и каркасно-сборных зданий, временных жилых поселков с организацией примитивного социально-бытового обслуживания людей. Исключением стало строительство третьим строительным трестом административного здания обкома партии. В нем приняли участие два архитектора-одессита.
Совсем недавно в сети интернет опубликованы значительные источники о жизни и деятельности Генриха Владимировича Топуза. Известно, что он родился незадолго до революции, в 1916 году в семье инженера – строителя Владимира Леонтьевича Топуза. Судя по послужному списку, обучение архитектора было более практическим. Так в 1928 г. он проходит обучение в школе ФЗО при механическом заводе, где в качестве ученика помогает гнуть ножи для плугов и сеялок. Еще через год он переходит в ФЗУ строителей, где становится учеником известного мастера альфрейного искусства у художника Густава Томашевского. Вместе с наставником принимал личное участие в реставрации росписей оперного театра и Филармонии. После окончания ФЗУ Топуз начинает работать художником-мультипликатором на Одесской кинофабрике Всеукраинского фотокиноуправления, а затем художником декоратором в клубе кожевников. В 1933 г. поступает на вечерний факультет Одесского института гражданского и коммунального строительства, а через год был зачислен на факультет архитектуры. В 1940 г., еще до окончания института, на основании выполненных проектов Генрих Топуз и его супруга были приняты в Союз архитекторов. После защиты дипломных работ и получения званий в 1940-1941 гг. работали в архитектурно-проектной мастерской при ОИГКС.
В 1941 г. архитектор эвакуируется в Уфу, где был принят на работу с Институт языка и литературы АН УССР, где состоялось знакомство с киевским архитектором Владимиром Игнатьевичем Заболотным. В Башкирии он принимает участие в оформлении «Окон ТАСС», иллюстрирует стихи и тексты украинских писателей. Помимо этого, Топуз создает множество рисунков и акварелей с видами Уфы, природы Урала и портреты современников. В 1943 г. состоялась выставка работ Г. Топуза, некоторые из них были приобретены Башкирским Государственным Художественным музеем. Вместе с киевским архитектором В.И. Заболотным Г. Топуз разрабатывал типовые проекты сборных жилых домов для условий Украины ещё в те годы, когда территория республики была под оккупацией врага. Одним из крупных планировочных работ Г. Топуза в 1942 г. был проект генерального плана башкирского города Стерлитамак.
Однако самым значительным проектом молодого архитектора стал объект, который проектировался, как пристрой к зданию обкома ВКП (б). В дальнейшем талант Г.В. Топуза был блестяще реализован. После освобождения Украины, зодчий был откомандирован в Одессу для осуществления работ по её восстановлению. С июля 1944 года он приступил к работе в Областной проектировочной конторе, где проработал 33 года – руководителем проектов. В первые годы, после войны Г. Топуз занимался восстановлением и реконструкцией здания Горсовета на Думской площади, Дворца моряков, проектировал Музей морского флота, генеральный план селекционного института, ряд санаториев Одессы и многое другое. С 1971 года более 20 лет преподавал в Архитектурном факультете ОИСИ.
В 1990-е гг. мне посчастливилось познакомиться с племянником Валентина Лейбовича Фельдштейна Валерием Леонидовичем Рапопортом. Благодаря ему, удалось познакомиться с отцом и сыном. Валентин Львович (Лейбович) Фельдштейн прожил большую жизнь, родился в Одессе в 1908 г. Учился в 5 одесской гимназии, окончил архитектурный факультет Художественного института в 1930 г. В 1933 г. стал Членом Союза Архитекторов. Во время Великой Отечественной войны эвакуировался в Уфу, где работал по специальности.
Из тезисов творческого отчета архитектора-художника Валентина Львовича Фельдштейна, осенью 1941 года оказавшегося из Одессы в эвакуации в Уфе:
«…в Уфе встретил бывшего главного инженера Украинского управления культуры товарища Анисковича, он работал в стройтресте № 3 Наркомавиопрома и предложил там работу, и, мне. Так как, деньги были уже на исходе, то я согласился и остался там работать в техническом отделе треста и на заводе высокопрочного гипса.
Работа оказалась очень интересной. Никогда за три года я не проектировал столько объектов, сколько в Уфе. Разговор был примерно такой: приходит в отдел управляющий трестом товарищ Криворученко (тоже одессит) и, обращаясь ко мне, говорит: «В обкоме решили, что нам нужно построить больницу на 150 коек, дай, пожалуйста, завтра утром план фундаментов». В обычных условиях подобная работа требует не менее двух, трех недель (прим.здесь и далее М.В.) Вызывал на помощь заведующую медсанчастью треста доктора Вишневскую, составил с ней перечень помещений. Взял чертежи трех типовых общежитий и скомпоновал из них больницу. Работал всю ночь, а наутро выдал план и профили фундаментов. В тот же день начинали строить…
В творческом союзе с опытным одесским архитектором В.Л. Фельдштейном, при участии известных одесских скульпторов профессора Г.С. Теннера и заслуженного деятеля искусств Украины Э.М. Фридмана, профессора живописи Л.Е. Мучника, Г.В. Топуз спроектировал и осуществил строительство самого значительного в эти годы административного здания башкирской столицы – обкома партии (ныне здания Национального музея РБ). Полагаю, что большим подспорьем стала книга Мастюры Сахаутдиновой, от правительства курировавшей всех архитекторов и строителей Башкирии.
«…Много изобретательности приходилось проявлять в интерьерах здания. Здесь нам помог высокопрочный гипс. Оказалось, что если этот гипс отлить на мокрое зеркальное стекло, то получалась великолепная «под мрамор» поверхность; если же по мокрому стеклу серой водяной краской нанести петушиным перышком рисунок прожилок, то получалась полная имитация мрамора <…>.
На объекте особенно отличался на стройке штукатур О.К. Рахматуллин. Он работал обеими руками, двумя ковшами и за один световой день отштукатурил дворовой фасад, раствор ему подносили к рабочему месту. Живопись товарища Мучника, особенно панно «Башкирская дивизия» и скульптуры товарища Фридмана, помогли украсить парадные помещения здания».
Из технического отчета треста №3 1943 года: «В области гражданского строительства особо следует отметить, составленный техническим отделом проект дома Обкома ВКП(б) БАССР, представляющего собой довольно сложное в архитектурном и конструктивном отношении сооружение с повышенными требованиями к проектным, внутренним работам и наружной отделке». Пожалуй, из всех построенных во время войны, оно было самым сложными и красивым по архитектуре зданием.
В начале января 1944 г. Валентин Львович вместе с трестом «Закпромстрой» был переведен в Одессу для строительства огромного трубопрокатного завода. В дальнейшем работал по специальности. Наиболее известные его работы:
Автор (совместно с архитекторами Г.В. Топуз и В.Н. Смирновым) проекта по реставрации и реконструкции в 1946-1949 годах здания Одесской торговой биржи (построено в 1834 по проекту архитектора Ф.К. Боффо, реконструкция в 1871-1873 годах - архитектор Ф. И. Моранди).
Автор (совместно с архитектором А.А. Межибовским) проекта здания Первого учебного корпуса Одесской государственной академии строительства и архитектуры (1950).
Автор (совместно с архитекторами М.Н. Бейером, Г.А. Дрикером, А.А. Межибовским и скульптором А.В. Копьевым) проекта архитектурного комплекса «Курган Славы» - искусственный холм, увенчанный обелиском в Одессе в районе завода «Центролит».
До конца 1990-х годов здание использовалась по назначению. Здесь размещались правительственные учреждения. В 1989 г. - было передано Национальному музею РБ и в конце 1990-х по проекту «СТРОЙСЕРВИС - 98» было реконструировано…. Далее нам предстояло бы описать процесс Реконструкции здания в 1998-2000-х гг., но это уже другая история.
А сегодня мы создаем новую страницу в истории Национального музея и, размышляя о стратегии его развития в ближайшей перспективе, мечтаем о создании фондохранилища. Один из таких проектов представлен в экспозиции.
Автор статьи: Вера Макарова – кандидат исторических наук, заведующая отделом истории края Национального музея Республики Башкортостан, заслуженный работник культуры Республики Башкортостан.
https://vk.com/museumrb?w=wall-156412368_3524
Мероприятия по Пушкинской карте
Новости
Все новости
21 сентября 2023
КРАСОТА РОДНОГО БАШКОРТОСТАНА В РАБОТАХ ХУДОЖНИКА ЭДУАРДА БАСАРЕЕВА
21 сентября 2023
ШАЙМУРАТОВЦЫ В НАЦИОНАЛЬНОМ МУЗЕЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
21 сентября 2023
ВЫСТАВКА, РАЗВЕНЧИВАЮЩАЯ МИФЫ О ПРОШЛОМ