Министерство культуры Республики Башкортостан

Новости

Архив новостей

Национальный музей Республики Башкортостан

проводит увлекательные мероприятия

для дошкольников, школьников и студентов

Выбрать мероприятие и сделать заявку >>>

Геология, палеонтология, полезные ископаемые

Экспозиция следующего зала рассказывает об эволюции жизни на территории нашей республики, палеонтологических находках и полезных ископаемых.

17 миллиардов лет назад в результате Большого взрыва из сгустка материи образовались звезды и галактики. Около 4 миллиардов лет назад на Земле появились моря и океаны. Именно в них, согласно одной из распространенных научных гипотез, возникли первые живые организмы. Они преобразовали облик планеты. История Земли делится на отдельные этапы. Выделяют пять эр: архейскую, протерозойскую, палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую.

В окошечках представлены материальные доказательства эволюции организмов. Первые обитатели Земли – крошечные одноклеточные существа появились около 3,5 миллиардов лет назад. Найти первых жителей планеты – задача очень сложная, проще обнаружить следы их жизнедеятельности. Такими «следами жизни» являются строматолиты – постройки колоний древних бактерий и цианобактерий. Строматолитовые известняки найдены на территории республики Башкортостан в Ишимбайском, Гафурийском и Белорецком районах.

Палеозойская эра началась 570 миллионов лет назад.  Особое внимание привлекают  отпечатки древних членистоногих – трилобитов, крохотных брахиопод, древние кораллы и найденный в Фёдоровском районе отпечаток рыбы в известняке.

Аммониты, морские ежи, мшанки  и белемниты – отложения мезозойской эры, начавшейся 250 миллионов лет назад.

65 миллионов лет назад началась кайнозойская эра,  эра     господства млекопитающих.   В экспозиции широко представлен костный материал: череп гигантского оленя, черепа бизонов, череп сибирского носорога, нижняя челюсть с зубами, зубы, бивни мамонта, его позвонок, лопаточная и плечевые кости.

На территории   республики были обнаружены редкие находки костных остатков элефантид (мамонтов и слонов).

Самые первые находки древних динозавров и ящеров  в нашей стране были сделаны на территории Республики Башкортостан в 1938 году близ города Белебея.

Экспонируется уникальная находка  - окаменелый ствол дерева семейства кордаитовых (предков голосемянных растений) длиной 6 метров.  Возраст  дерева  - 290 млн. лет.

Горы Южного Урала богаты разнообразными полезными ископаемыми,  представленные рудами чёрных, цветных, благородных металлов, неметаллами, горючими полезными ископаемыми.

Большую ценность представляют месторождения золота и других благородных металлов.   Одной из последних находок был золотой самородок «Ирендыкский медведь» весом около 5 кг, найденный в 1992 году в Баймакском районе.

На территории республики в Зауралье сосредоточены уникальные по запасам скопления руд цветных металлов – меди и цинка.

Удивительные по красоте яшмы Башкирского Зауралья, благодаря своему многоцветью, используются для изготовления мелких ювелирных изделий и крупных предметов камнерезного искусства.

В недрах Предуралья находятся запасы топлива: нефти, природного газа, каменного и бурого углей. Первые находки нефти приходятся на 1932 год, когда нефть впервые обнаружили в Ишимбайском рифовом массиве.

Завершает экспозицию диорама с изображением Учалинского медно-колчеданного месторождения, открытого в 1939 году.

Республика Башкортостан, г.Уфа, ул. Советская, д.14 Остановки транспорта "Гостиный двор", "Советская площадь".
Время работы: Вторник – пятница с 11-00 до 18-00, касса до 17-00. Суббота: с 12.00 до 20.00, касса до 19.00. Воскресенье с 11-00 до 18-00, касса до 17-00.
Выходной день: Понедельник
Телефон экскурсионного отдела: 273-35-77

Национальный музей Республики Башкортостан © 2015. All Rights Reserved.